Спонсор нашего сайта - пансионат для пожилых людей "Барвиха"
Регулярный осмотр врача. Круглосуточный уход (24/7), опытный и квалифицированный персонал, 6-разовое питание, оборудованное для пожилых людей пространство. Организованный досуг, психолог ежедневно. Евроформат. Всего 7 км от МКАД. От 1800 рублей/сутки (всё включено).
Телефон: +7 (495) 230-12-37

Перейти на сайт

Слух является одним из самых первых сенсорных чувств, которое развивается, а также начинает функционировать еще до рождения человека. В утробе матери ребёнок уже ощущает резонирующие вибрации голосов родителей, воспринимает шумы, музыку, а также интонацию говорящих рядом с ним людей. Рождаясь, в память маленького человека уже заложен определенный набор звуков, но которые он способен реагировать.

Звуки окружают нас на протяжении всей жизни, благодаря им мы полно воспринимаем окружающий мир, целостно анализируем поступающую информацию – учеными доказано, что аудио-визуальная информация усваивается человеческим мозгом на 95%, в то время как изображение без сопровождающих его звуков воспринимается и запоминается лишь на 80%. Именно поэтому, при возрастных нарушениях слухового восприятия качество жизни пожилого человека резко снижается.

Снижение слуха происходит постепенно – с течением времени пожилой человек начинает замечать, что мир звуков, окружающий его меняется:

  • Притупляется восприятие пронзительных и неприятных звуков;
  • Мягкие согласные, такие как «с», «т» становятся практически не слышны;
  • Пожилой человек перестает слышать собеседника, если слышит посторонние шумы;
  • Расстояние, с которого резидент может воспринимать речь, сокращается;
  • Появляется периодический или перманентный звон в ушах;
  • Одно ухо слышит лучше другого;
  • Дискомфортные и болевые ощущения в органах слуха;

Для того, чтобы помочь своему близкому, который столкнулся с проблемой восприятия аудиальной информации, нужно соблюдать ряд несложных рекомендаций:

  • Привлеките внимание вашего собеседника перед тем, как начать с ним говорить, убедитесь, что он услышал и понял, что вы вошли в комнату. При необходимости вы можете помахать или легко дотронуться до человека, чтобы привлечь его внимание. Но вы должны быть внимательными и не тыкать людей, так как это считается невежливым, поэтому лучше всего дотронуться до плеча, несколько раз слегка нажав на него;
  • Старайтесь стоять прямо перед собеседником, установив визуальный контакт, чтобы ваши глаза были на том же уровне, что и у них (сядьте, если человек сел, встаньте, если человек встал, компенсируйте большую разницу в высоте), вы должны находиться от него немного дальше, чем обычно (1-2 метра). Это необходимо для того, чтобы увидеть все жесты;
  • Обеспечьте хорошее освещение в комнате – постарайтесь, чтобы свет падал на ваше лицо, а не на собеседника;
  • Четко артикулируйте все слова, не закрывайте рот рукой, когда говорите – некоторые резиденты могут читать по губам;
  • Если пожилой человек пользуется слуховым аппаратом, убедитесь, что он включен и громкость максимальна;
  • Выключите телевизор и радио – посторонние шумы ухудшают восприятие речи;
  • Не кричите, говорите спокойным размеренным голосом, не растягивая слова;
  • Продумайте суть того, что собираетесь говорить. Как только слабослышащий установит суть разговора, ему будет проще вас понять. Не меняйте резко тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту. Остановитесь и спросите, понимает ли он вас;
  • Формулируйте свои мысли простыми словами и короткими предложениями;
  • Используйте жесты и визуальные подсказки. Остановитесь или задержитесь на любом предмете, о котором вы говорите, дождитесь, пока человек не посмотрит на вас, а затем продолжайте разговор. Вы также можете употреблять мимические действия такие, как употреблять алкоголь, прыжок или еда, чтобы проиллюстрировать свои слова. Поднимите пальцы, чтобы показать цифры, строчите в воздухе, чтобы показать, что вы пишите письмо и т.д.;
  • При необходимости, используйте ручку и листок, чтобы написать или нарисовать то, что вы хотите сказать.