Эта статья в первую очередь написана для психологов и аниматоров пансионатов для пожилых людей, но может быть полезна и людям, выбравшим домашний уход за пожилыми, больными деменцией.

Некоторые мероприятия предполагают всего одно повторяющееся действие (положительный эффект персеверации) и резиденты могут выполнять их самостоятельно, если кто-то поможет им начать.

Идеи занятий, изложенных ниже, основаны на опыте американских авторов пособий для психологов-аниматоров и адаптированы для разных стадий пожилых с деменцией: от начальной до конечной.

Сервисные проекты

Сервисные проекты стимулируют самооценку, осознанность у членов группы и чувство причастности к жизни.

  • Изготовление декоративных и бытовых вещей для улучшения и обслуживания резиденции: изготовление паззлов, украшений для стен, шахматных досок, фотоальбомов и фоторамок, держателей для салфеток и кухонных настольных ковриков, подушек; уход за садом и цветочными клумбами; изготовление приглашений на праздники, настенных календарей, подарочных конвертов; мытье окон; уборка столов; протирка пыли; уборка листьев.
  • Возможно взаимодействие с религиозными и социальными организациями (например, детскими домами) на предмет совместных сервисных проектов. Например, изготовление мягких игрушек для детского дома.
  • Делать деревянные скворечники и передавать их паркам.
  • Делать игрушки для приютов для бездомных животных.
  • Делать гигантские домино, паззлы, шахматные фигуры и кубики для дошкольных учреждений.
  • Придумывать и делать «Спасибо»-записки, валентинки.
  • Проверьте окружающие организации и подумайте, как можно с ними взаимодействовать на предмет сервисных проектов.

Активные игры

Активные игры стимулируют навыки большой и мелкой моторики, вовлечение и социализацию, логику и память. Все игры можно проводить под фоновую музыку.
  1. Упрощенный баскетбол: бросать мяч (или воздушный шарик) или любой мягкий предмет в корзину или ведро; резидентов разбивать на команды и давать очки. Проводить турниры по баскетболу.
  2. Мини-гольф: упрощенная версия. Для этого подойдут любые предметы, которые могут выполнить функцию клюшки, а в качестве мяча взять какой-нибудь детский игрушечный (большой и мягкий) мяч. Лунка (мишень) должна быть достаточно большой, чтобы с заданием все могли справляться.
  3. Упрощенный волейбол: сидя на стульях по кругу, использовать воздушный шарик. Можно отбивать не руками, а длинными надувными шарами. На улице можно использовать легкие и мягкие плюшевые мячи (чтобы их не сдувало ветром).
  4. Упрощенный футбол: цель – ногой пнуть мяч в ворота-мишень; разбивать резидентов на команды и давать очки.
  5. Шаффлборд, петанк, городки
  6. Игра «Набрось кольцо»
  7. Дартс (дротики с магнитными наконечниками)
  8. Фрисби. Для этого нужна самая большая и самая мягкая летающая тарелка
  9. Танцы. Тематические танцы. Парные и групповые танцы. Танцевальные конкурсы.
  10. Стрельба из водяных пистолетов (по мишеням, не друг по другу!)
  11. Сбивать банки или любые другие мишени резиновыми мячами. Angry birds плюшевыми птицами.
  12. Игра в копейки (англ. игра; участники по очереди бросают монеты к стене, у кого монета приземлилась ближе к стене, тот выиграл кон)
  13. Бросание карт в шляпу или корзину

Дискуссионые группы и игры в слова

Дискуссии и игры в слова стимулируют память, разговорные навыки, эмоции, вовлечение и социализацию и чувство безопасности.
 Заметки: дискуссионные кружки и игры в слова можно проводить друг за другом по одной тематике. Для игр в слова нужно использовать доску (меловую или маркерную).   

Классические игры в слова: новое слово должно начинаться на букву, которой заканчивается старое слово. Все слова должны относиться к выбранной теме. Например, обсуждается осень. Тогда участники могут использовать все слова, с которыми по их мнению ассоциируется осень.

Другие игры в слова:

  • Да-нет. Ведущий загадывает слово, а участники задают наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет».
  • Обычные загадки
  • Простые кроссворды и сканворды, коллективное разгадывание
  • Из таблицы со случайным набором букв собирать слова. Победил тот, кто соберет самое длинное слово.
  • Конкурс на произношение слов по буквам (выбираются сложные слова и участники по очереди должны произнести правильное написание слова по буквам)
  • Конкурс на определения. Выбираются из словаря или энциклопедии сложные слова и тот, кто сможет дать определение этого слова получает балл. Можно разбивать участников на группы.

Дискуссии:

  • Чтение и обсуждение юмористических эссе
  • Чтение коротких рассказов и стихов
  • Сочинение писем и стихов
  • Просмотр и обсуждение фильма или слайдов (выбирайте осторожно!)
  • Просмотр и прослушивание любого особого гостя

Настольные игры

Настольные игры стимулируют мелкую моторику, взаимодействие в группе, вовлечение и социализацию, мышление и память.
  • Перекатывание резинового мячика туда-обратно сидящим по кругу за столом
  • Упрощенное домино (можно ставить не только по концам, но и посередине)
  • Паззлы (в зависимости от возможностей резидента, количество частей паззла может варьироваться от 4 до 50+)
  • Упрощенные версии карточных игр.
  • Лото! Хорошая практика – это проводить еженедельные турниры по лото (бинго) с призами. Например, 5 раундов подряд и в каждом какой-то небольшой приз. Ведущий берет микрофон (от караоке) и неспеша называет числа. Играющие заполняют карточки. Кто заполнил карточку целиком, кричит «Бинго».
  • Готовые настольные игры (нужно выбирать с простыми правилами).

Рукоделие

Поделки стимулируют способность воспринимать язык, рассуждение и критическое мышление, мелкую моторику, ловкость, самооценку и дают возможность делать осознанный и независимый выбор.

Идеи:

  • Плетеные венки/гирлянды из ткани
  • Украшение шкатулок и бижутерии
  • Бутылки с разноцветным (окрашенным акварелью) морским песком, уложенным слоями
  • Раскрашивание: есть раскраски для взрослых (ни в коем случае не используйте раскраски для детей!). Можно увеличить размер, если детали слишком мелкие. Раскраски не обязательно покупать, можно их распечатывать из интернета.
  • Изготовление украшений для стен, коллажей и аппликаций: раскрашивание, склеивание, использование сухих цветов, листьев
  • Розы из цветной папиросной бумаги
  • Самодельные плюшевые игрушки (продаются заготовки)
  • Оригами (коллективный просмотр роликов с пошаговым изготовлением)
  • Украшения из теста
  • Глиняные бусы
  • Покрытие форм из пенопласта. Можно использовать множество разных покрытий: бумага, сухие цветы. Для фиксации использовать булавки с толстыми концами (с осторожностью!). Например, можно изготовить маленькую самодельную новогоднюю елку
  • Свободное рисование акварелью или акриловыми красками. И затем обрамление в паспарту.
  • Вырезание различных форм из толстой бумаги, раскрашивание и склеивание6 изготовление гирлянд для украшения комнаты к празднику.
  • Валентинки к дню Валентина
  • Самодельные украшения для новогодней елки: раскрашенные сосновые шишки, бумажные поделки, снежинки, любой креатив из того, что есть под рукой ненужного
  • Раскрашивание одежды (раскрашивание белой футболки красками по ткани)
  • Трафареты (есть взрослые сложные трафареты)
  • Работа по дереву (резиденты могут выполнять рутинные действия, вроде полировки, закручивания, покраски, с осторожностью – забивания гвоздей): домино, кубики, разделочные доски, фоторамки, даже простые стулья и табуретки

Тихие «успокаивающие» и «беспроигрышные» занятия

Тихие занятия позволяют резидентам расслабиться и забыть о сложных когнитивных потребностях; они успокаивают в стрессовых ситуациях или в случае если пациент находится в ажитации. Они идеальны для резидентов с деменцией поздних стадий.
  • Перекатывание мяча туда-обратно между сидящими за столом
  • Разговор
  • Пение
  • Прослушивание музыки
  • Легкие движения в такт музыке
  • Хождение по круговому маршруту
  • Просмотр журналов или больших картинок
  • Просмотр фотографий
  • Копание в куче вещей: одежда, старые карточки или фотографии, лоскутки, бижутерия; в общем-то любые безопасные предметы, которые интересны резиденту
  • Занятия по сортировке и укладыванию: кубики, Дженга, шурупы, орехи и болты, кнопки – подойдет всё. Сортировать можно любые деревянные, металлические, бумажные, войлочные и другие предметы. Фон должен быть светлым.
  • Шлифовка дерева
  • Намотка пряжи
  • Размотка старого свитера
  • Чистка гороха, орехов (с осторожностью!)

Примеры тем для ежедневных и еженедельных занятий

Активности, представленные выше, могут быть модернизированы по тематикам. Все они основаны на мероприятиях, которые обычно нравятся всем пожилым людям, но могут быть легко адаптированы для того, чтобы соответствовать возможностям резидентов.
  • Праздники
  • Сезоны года
  • Подготовка к предстоящему празднику (коллективному или частному)
  • Любой особенный визит: презентация/рассказ в очень короткой форме (это может быть и школьник с выступлением на какую-то тему)
  • Домашние зимние занятия
  • Политика (осторожно, без фанатизма!)
  • Домашние животные
  • Животные разных типов: например, животные пустыни, животные определенной страны или климатического пояса, морские обитатели, воображаемые визиты в зоопарк
  • Путешествия: «диванные» поездки по городам и весям бывшего СССР и союзных государств. Рассказы участников всячески поощряются
  • Особые способы путешествования: палатки, рыбалки, альпинизм, речные и морские путешествия и круизы
  • Волонтерство
  • Воспоминания
    • Когда мы были маленькими: вещи, которые они делали, когда были детьми в разные сезоны года и на праздники, их любимые книги детства и детские стишки, первый день в школе, любимые игры и игрушки, любимая еда детства, воспоминания и маме и папе, отношения с братьями/сестрами в детстве, домашние животные.
    • Взросление: воспоминания о военных годах, пятилетке, первом свидании, первой работе, свадьбе, временах, когда у них были маленькие дети.
    • Места и вещи: старая мебель и одежда, автомобили и механизмы, которые они или их родители использовали, деревня, родной город детства, места где они жили.
  • «Ленивые летние деньки». Всякие дурашливые и несерьезные занятия, надувание мыльных пузырей, закатанные штаны и ноги по щиколотку в воде, игры с песком, рассказывание баек у костра и шуток в стиле «тук-тук, кто там?»
  • Ярмарки
  • Время урожая
  • Выставки поделок и рукоделия «Неделя искусства»
  • Хобби
  • Цирк
  • Назад в школу
  • Урожай яблок
  • Специальные спортивные мероприятия: проводить аналогичные тематические занятия, когда проходят крупные международные мероприятия (Олимпиада, чемпионаты мира по футболу, баскетболу, хоккею и тп)
  • Фестивали и парады
  • Праздники:
    • День Победы
    • Новый год и Рождество
    • День пожилого человека
    • 23 февраля и 8 марта

Планирование и успешное проведение групповых занятий

Шаг 1: Выбор и планирование активности

  1. Может ли выбранное занятие/упражнение быть адаптировано для конкретной выбранной группы, не будет ли оно слишком сложным или, наоборот, не покажется ли оно слишком простым и легкомысленным?
  2. Учтите интересы, сильные и слабые стороны (физические и когнитивные), общий уровень потенциальных участников (см. тесты: гериатрическая оценка, шкала Бартела, шкала MMSE и др.)
  3. Подумайте, кто из персонала может вести мероприятие. Выберите того, кто на Ваш взгляд, лучше всех разбирается в тематике и кто сможет провести занятие с удовольствием (для себя и участников)
  4. Где мероприятие будет проводиться? Как пространство должно быть подготовлено для этого? Запланируйте расположение мебели, необходимых предметов, рассаживание участников.
  5. Разбейте занятие на простые шаги, чтобы каждый шаг требовал одной идеи и не зависел от предыдущего.
  6. «Пройдитесь» по шагам. Определите вероятную продолжительность занятия. Выберите оптимальное время дня для проведения занятия.
  7. Когда будете «проходить по шагам», сразу думайте о предметах, которые Вам могут понадобиться в процессе. Если эти предметы будут использоваться участниками, будет ли им удобно их держать/использовать? Если не очень, можно ли как-то адаптировать эти предметы?
  8. Если после всех этих процедур занятие все еще кажется Вам хорошей идеей, то заказывайте необходимые предметы (если их нет под рукой и их нужно купить).

Шаг 2: Начало занятия

  1. Еще раз оцените участников группы. Нужно ли кого-то добавить/убрать?
  2. Будут ли у каких-то участников особые условия (больше упрощения, отдельное место от общей группы)?
  3. Сейчас точно подходящее время? Будьте гибкими.
  4. Убедитесь, что времени впереди достаточно! Не нужно торопиться.
  5. Подготовьте пространство. Убедитесь, что нет отвлекающих факторов: шумы, ветер, холод, мерцание света и тп. Всё, что может активировать поведенческие проявления деменции.
  6. Соберите все необходимые для занятия предметы. В прямом доступе от Вас, но недоступно для участников.
  7. Пригласите пациентов по одному.
  8. Будьте доброжелательно и тепло настроены: смотрите в глаза, прикоснитесь, улыбайтесь. Собрать группу может занять время. Покажите им инвентарь, который Вы планируете использовать, убедитесь, что они понимают, что будет за занятие.
  9. Кто-то из персонала может заниматься тем, что приглашает участников, а другой в это время может начать ознакомительное общение с теми, кто уже присоединился.
  10. Долго не затягивайте, начинайте.

Шаг 3: проведение занятия

  1. Персонал должен создать позитивную атмосферу, требуется энтузиазм, доброжелательный тон голоса, мимика.
  2. Презентуйте первый шаг максимально просто. Убедитесь, что инвентарь, находящийся перед участниками, относится только к первому шагу Вашего плана.
  3. Если это поделка, в течение всего занятия перед глазами участников должен быть конечный результат. Повторите цель первого шага.
  4. Повторяйте инструкции медленно и терпеливо.
  5. Дайте на выполнение много времени!
  6. Вовлекайте и возвращайте к участию при необходимости, приободряйте и помогайте при необходимости.
  7. Следите за пациентами, теряющими внимание, возвращайте внимание до того, как они полностью потеряют контакт.
  8. Проводите время с каждым пациентом. Устанавливайте и сохраняйте зрительный контакт с каждым.
  9. Не играйте в «любимчиков». Даже если кому-то нужно больше помощи, не забывайте про остальных.
  10. Переходите к следующему шагу, когда большинство готово. Уберите весь инвентарь с предыдущего шага.
  11. Хвалите успешное выполнение. Минимизируйте неудачи.
  12. Подходите и помогайте в тот момент, когда помощь нужна и отходите сразу, как чувствуете, что пациент может сделать это сам.
  13. Успешность выполнения задания пациентом (и сам процесс) — это основная цель. Если цель — это конечный продукт или результат, воодушевляйте на работу до конца, но не давите.

Шаг 4: после занятия

  1. Похвалите всех за участие. Не указывайте на ошибки!
  2. Если итогом успешного занятия стал какой-то конечный продукт, то продемонстрируйте его, напоминая участникам о всех этапах создания.
  3. Поблагодарите каждого участника.
  4. Напомните о прошедших успешных занятиях. Расскажите о предстоящих, если они запланированы.
Воспоминания о хорошо проведенном времени и успех дают осмысленность жизни. Многие пациенты с деменцией не могут вспомнить недавние события самостоятельно. Напоминайте им.

Что делать с пациентами, которые не хотят участвовать?

1. Новый пациент

Новые резиденты требуют много времени и заботы.

  1. Внимательно ознакомьтесь с историей пациента. Продемонстрируйте пациенту свой интерес. Т.к. у пациента есть проблемы с краткосрочной памятью, Вы и другие сотрудники пансионата могут казаться ему незнакомыми людьми, даже если вы уже встречались раньше и, как Вам кажется, хорошо знакомы. Все, что Вам нужно сделать, это убедить человека в том, что Вы немного знаете его/её, что вы друзья и и что Вам можно доверять. Сложно подделать язык тела и мимику, если в глубине души Вы настроены недоброжелательно. Поэтому будьте искренне доброжелательны и заинтересованы в общении с человеком. Даже если человек уже не может говорить.
    1. Проведите с ним/ней дополнительное время или назначьте кого-то из персонала сделать это.
    2. Во время каждого посещения напоминайте о том, что вы друзья. При необходимости (или видя в глазах смущение) напоминайте кто Вы и как Вас зовут, напоминайте о своих предыдущих визитах. Используйте тактильные и визуальные жесты. Будьте ласковы. Не упрекайте человека за то, что он Вас не помнит.
    3. Навещая пациента, давайте ему понять, что Вы уже о нем знаете. Это даст понять человеку, что Вам не все равно и Вы заботитесь о нем.
    4. Все сотрудники заведения должны использовать позитивный и последовательный подход.
  2. Напомните человеку о любых приятных моментах, которые он уже испытывал в пансионате. Дом, из которого уехал человек, — это то, что для него реально и знакомо. Он скучает по всему этому. Из-за недостатка или отсутствия кратковременной памяти, человек не помнит новых людей, новые предметы и всё, что его окружает. Поэтому ему требуется гораздо больше времени, чем здоровому человеку, чтобы адаптироваться к новым условиям и чувствовать себя комфортно.
    1. Создавайте новый позитивный опыт. Далее напоминайте о нем. Нужны точки контакта.
    2. Напоминайте человеку о приятных посещениях и знакомствах с другими пациентами. Каждый раз напоминайте, как кого зовут и при каких обстоятельствах они уже встречались.
    3. Преподносите предстоящие изменения в бытовых делах, пространстве, занятиях постепенно. Не спешите.

2. «Неохотный» пациент

Пациент, который не хочет участвовать в мероприятиях, требует такого же внимания, как и новый пациент. Ваша цель в работе с таким пациентом заключается в небольших последовательных улучшениях. Документируйте все Ваши усилия в достижении вовлечения пациента и обращайте внимание на любые небольшие успехи на этом пути.

Для того, что вовлечь человека в занятия:

  1. Вы должны знать его. Начните с того, чтобы предложить занятия, которые его бы вероятно заинтересовали.
  2. Преодолевайте барьеры общения.
    1. Когда приглашаете человека присоединиться к занятию, скажите «Пойдемте, покажу что-то интересное» или «Составьте мне компанию». Не вдавайтесь в длительное описание мероприятия. Используйте тактильные и визуальные жесты.
    2. Во время занятия убедитесь, что что человек понимает, что происходит. Используйте жесты, знаки, показывайте больше примеров.
  3. Уменьшите страхи.
    1. Человек может бояться оставить знакомое место. Убедите его в том, что Вы отведете его в приятное место, где он был раньше, и что Вы останетесь с ним, не бросите его там одного. И что отведете его потом обратно в его комнату.
    2. Человек может переживать за то, что он не справится с заданием и опозорится. Убедите его в том, что он может это сделать, что Вы поможете, что он может даже просто посидеть в сторонке и посмотреть (часто «смотрящих» удается мягко повторно пригласить все-таки участвовать в занятии, когда занятие уже начинается)
  4. Запомните, что перед Вами не дети, а взрослые люди. Они делают свой выбор. Их отказ от участия тоже выбор. И это тоже может быть форматом самоутверждения и актом свободы выбора.
    1. Попросите составить человеку компанию. Это не должно звучать как приказ или требование.
    2. Некоторые пациенты могут чувствовать себя лучше, если они сами присоединились к мероприятию, а не пошли с Вами по первому приглашению. Если они сидят где-то поблизости и видят место, где будет проходить занятие, Вы можете пригласить их повторно или позвать их дружелюбным жестом, когда занятие уже будет начинаться. Если они не видят место, где будет проходить занятие, то с большой вероятностью забудут о приглашении. Вы можете передвинуть место проведения занятия ближе к сидящим, чтобы они видели начало занятия. Может быть даже сделать так, чтобы большинству не пришлось менять дислокацию и куда-то двигаться.
    3. Если активность предполагает самостоятельное безопасное выполнение, Вы можете оставить предметы и инвентарь рядом с пациентом в области его зрения и прямом доступе. Человек может начать, когда Вы уйдете. Он займется этим, когда сам решит, а не тогда, когда ему сказали что-то делать. Это акт свободы воли.
    4. Предложите выбор.
    5. Попросите человека помочь другому пациенту с занятием. Скажите, что Вы были бы рады, если он составит Вам компанию, что Вам нужен партнер или что Вы не можете продолжать без еще одного участника. Не забудьте поблагодарить человека по окончанию.
P.S. У нас была еще интересная статья про конкурсы и развлечения для пожилых людей, которая дополняет статью, которую Вы только что прочитали.

Напишите, оказались ли полезными вышеизложенные идеи. Расскажите о своем опыте!

В качестве дополнения

Хочу поделиться с вами, дорогие читатели, интересным видео.
Целых 75 лет проводилось так называемое «Гарвардское исследование жизни людей», целью которого было, ни много ни мало, поиск факторов счастья и причин долголетия. Не буду спойлерить и рассказывать о выводах исследования, смотрите видео, но результат лично для меня (интроверта) оказался сюрпризом.